ОДМ «Технология магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры и оценки технического состояния железобетонных балок мостовых сооружений»

ОДМ «Технология магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры и оценки технического состояния железобетонных балок мостовых сооружений»

В рамках Государственного контракта между Федеральным дорожным агентством и ООО "ИНТРОН ПЛЮС"  разработан отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) «Технология магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры и оценки технического состояния железобетонных балок мостовых сооружений»,  регламентирующий применение технологии магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений.

Цель разработки

Повышение достоверности определения эксплуатационной надежности, безопасности, грузоподъемности, долговечности мостовых сооружений на сети федеральных автомобильных дорог России и снижение вероятности их разрушения  при эксплуатации, путем получения экспериментальных данных при помощи неразрушающего контроля целостности и площади рабочего сечения предварительно напряженной арматуры методом магнитной дефектоскопии.

Назначение

В России и за рубежом, среди прочих, распространены железобетонные мостовые сооружения с предварительно напряженной арматурой, которая при эксплуатации подвергается износу различной физической природы. Существующие методы диагностического обследования не позволяют в полной мере оценить состояние арматуры, в том числе, степень коррозионного износа, наличие обрывов прутков арматуры.
Описанная в разработанном методическом документе технология позволяет количественно оценить изменение состояния предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений, в том числе, за счёт потери  несущей способности арматуры, вызванной воздействием коррозии и обрывов проволок арматуры,  более обоснованно давать оценку технического состояния балок пролетных строений мостовых сооружений.
До настоящего времени в отечественной практике приборного обследования строительных конструкций такая возможность отсутствовала. Соответственно, в расчетах эксплуатируемых мостов по грузоподъемности невозможно было обоснованно принять уменьшение сечения преднапряженной арматуры, скрытой в бетоне конструкций. В то же время основные документы, регламентирующие безопасность, в первую очередь Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 и Федеральный закон РФ №384-ФЗ предписывают максимально снижать риски несущих строительных конструкций.

 

Эффективность результата

От внедрения ОДМ достигаются следующие положительные результаты:

- повышение комфортности и скорости передвижения, снижение издержек пользователей автодороги, обусловленных перепробегом и повышением аварийности;
- снижение вероятности критических отказов в виде предаварийных состояний или обрушений мостовых сооружений, с закономерным снижением смертельных исходов и ранений людей, материальных затрат на восстановление поврежденных транспортных средств, восстановление мостового сооружения и организацию объезда при его отказе, издержек пользователей автодороги, ущерба состоянию окружающей среды;
- возможность выполнения мероприятий по усилению балок наиболее эффективно и своевременно, в частности, без перерыва движения автотранспорта и не допуская развития критических необратимых деформаций (провисания, перелома балок);
- повышение сроков службы железобетонных пролетных строений мостовых сооружений с преднапряженными балками;
- снижение удельной стоимости жизненного цикла за счет повышения межремонтного периода, снижения потребности в организации объездных мостов, объемов демонтажа существующих конструкций и переустройства коммуникаций с возможностью достижения ежегодного долговременного экономического эффекта